Консультации и тренинги в ТУЛЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
СТАТЬИ


Поиск по сайту

Принятие и одобрение

Культура общения начинается с умения слушать. Каждому из нас крайне важно знать, что кто-то нас слышит, даже если этот кто-то и не всегда понимает. Слышит-значит принимает участие в нашей судьбе... Слышит может означать, что любит... Слышит-значит воспринимает меня. Слышит-значит относится ко мне серьезно... Родители демонстрируют свою приязнь к ребенку тем, что уважают его, ценят и понимают его чувства. Принятие ребенка таким, каков он есть, дает ему внутреннюю свободу для настоящего личностного роста.

Мы так воспитаны, что в общении друг с другом склонны в первую очередь слышать факты,
смысл слов. Душе нашей угодно в первую очередь другое-надо слышать чувства. Нам приятен собеседник, чутко откликающийся на то, как мы говорим, а не на то, что мы говорим. Вот вы встретились на улице с давним знакомым.

-Здравствуй!
-Здравствуй!
-Куда спешишь?
-В больницу.

Если собеседник услышал только тот факт, что знакомый спешит в больницу, то понял лишь направление его движения. Если же в этой фразе он уловил грустное чувство (больница? сам заболел или идет навестить близких? Он подавлен. Ему нужна мою поддержка), то только в этом случае он принял информацию как человек, а не как робот. Для повышения уровня общения мы всегда должны чутко воспринимать то, что стоит за сообщаемыми фактами. Можно даже пропустить мимо ушей то, что вам говорит человек, но главное "услышать" его состояние, настроение и себя настроить на восприятие его эмоций.

В общении все время надо давать знать человеку, что вы его видите, слышите, т.е. принимаете его. Ни одно сколько-нибудь полезное или доброе дело ребенка не должно остаться без похвалы и одобрения. Пусть он всего лишь вылепил из пластилина носорога либо справился с доставанием воды из колодца, он будет счастлив услышать от близких: "Ах, какой ты у нас маленький, да удаленький!"

Некоторые строгие родители боятся похвалой испортить ребенка: как бы не возомнил о себе много и не утратил стремления к совершенствованию. Не бойтесь, дорогие мамы и папы! Все в один голос-педагоги, психологи, физиологи-твердо стоят на одном: чего не добьешься порицанием, того добьешься похвалой. То же самое и в физиологии: положительное подкрепление рефлексов (награда в виде похвалы) делает их выработку более прочной чем отрицательное подкрепление (наказание, порицание нежелательного поведения). По моим наблюдениям, отсутствие всякого подкрепления поведения ребенка со стороны родителей оказывает самое нехорошее влияние на душу ребенка, причем это влияние длится долго и сказывается на его взрослой судьбе. В неблагоприятных семьях разного типа есть общая черта-там не замечают нужд, потребностей ребенка, в том числе и потребности в принятии, одобрении. Как на эту ситуацию реагируют дети?



Очень плохо жить невидимкой, не замечаемым существом среди тех, кого ты любишь и ценишь. Я знала одну девочку, которая могла сорвать урок в школе тем, что пытались насмешить окружающих. Что она только ни делала! То усы себе нарисует, то запищит по-мышиному. А дома однажды, когда мать была занята с гостями, она прошла по карнизу балкона на соседний балкон, Не девочка, а сорви-голова. Когда я узнала жизнь этой семьи, я поняла, как одинока эта девятилетняя девочка. Ее почти не замечали мама и бабушка. Конечно, они обе работали. Но вечером-то встречались все вместе, и никто не спрашивал девочку, были ли удачным ее день, что она сегодня узнала, увидела, с кем разговаривала, о чем. Поведение девочки-типичная реакция на постоянное неудовлетворение насущных нужд. Причем выбирает эту линию поведения ребенок почти неосознанно. Каждой своей выходкой он призывает, почти кричит: " Заметьте меня, я живая, мне нужна ваша любовь!" Есть даже типологическое название такой реакции-"ребенок-клоун, шут".

Все дети разные. Они по-разному реагируют на неудовлетворение своих психологических потребностей. Есть реакция типа " герой семьи". Вот вам живой пример. Беседую с десятилетним сыном женщины, больной алкоголизмом. Умный такой мальчик, положительный во всех отношениях. Не надо думать, что у женщин с такой болезнью бывают только умственно отсталые дети. Это неправда. Всякое бывает, немало и умных. Так этот мальчик хорошо ведет хозяйство, ухаживает за младшей сестренкой, хорошо учится. Спрашиваю:

-Что ты делаешь, когда у мамы обостряется ее болезнь?
-Ну, я тогда за старшего в доме. И на нее покрикиваю, да только не помогает.

Перед лицом трудностей дети быстро взрослеют. Трудности закаляют, быстро развивают чувство ответственности. Поведение мальчика прямо-таки образцовое. Что же в том плохого, что он стал хозяином и "героем семьи", что все положительное выпукло обозначилось в его характере? Плохо то, что это все же была реакция на беду в семье, что он вынужден был стать героем семьи, больше ведь некому. Мальчики должны быть мальчиками. Всему свое время. У него нет детства, он сразу начал жить как взрослый. Не наигравшись в детстве, легко сломаться в будущей жизни.

Довольно часто мальчики на семейное неблагополучие (причем любое, не обязательно это тяжелая болезнь родителя; семейное неблагополучие заключается уже в том, что никто дома не спрашивает: "Как ты себя чувствуешь?") реагируют поведением типа "бунтовщик". Эти презирают все, что происходит в доме, пытаются противиться зачаткам установленного порядка. Настоящего порядка в неблагополучных семьях мало, жизнь характеризуется скорее хаосом, чем размеренным ходом событий, соблюдением установленных норм. Драчуны, циники, "металлисты"-все это бунтовщики. Все они испытывают недостаток внимания, принятия и одобрения в своем доме.Их мало любят.

Девочки часто пытаются своим поведением все уладить, изменить ситуацию к лучшему и становятся если "не героями семьи", то "умиротворительницами"-всех бы они помирили, сами же боятся нашалить, рассердить своих суровых родителей. Тоже жизнь скованная, без свободных порывов души. Вот и вырастают потом "закомплексованными".