Консультации и тренинги в ТУЛЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
СТАТЬИ

Поиск по сайту

Руководство

Руководить действиями ребенка или взрослого, вести его по жизни-это значит в первую очередь отказаться от диктата и приказа.А что же надо делать? Прежде всего помогать расти ( не только физически, но и психически). Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки. По-латыни "вербус" - значит "слово", невербальные формы-любые виды помощи и поддержки, когда действуют не слова. Сюда входит моделирование и обучение уместным для определенных случаев здоровым социальным навыкам. Невербальные формы общения играют огромную роль в нашей жизни. Дружеская рука ложится вам на плечо, и уже никаких слов не надо.

В разговорах с родителями я часто слышу о том, что они хотят воспитать хорошего, честного, чуткого человека. Цель благородная, хоть и очень общая. Тем не мене давайте думать о средствах достижения этой цели. Как надо вести ребенка по жизни, чтобы он стал добрым, чутким? Что может влиять на него? Влияет абсолютно все, но по-разному.

 



Слово, конечно, действует на ребенка, но психологи установили, что на маленьких, да и не очень маленьких, детей сильнее слова действует картинка. Вам, верно, доводилось замечать, что люди всегда больше доверяют тому, что видят, чем тому, что слышат. Еще больше по силе воздействия на ребенка-движущаяся картинка (кино, телевидение). А еще больше, глубже, прочнее действует на ребенка пример поведения окружающих. Из всех окружающих больше всего впечатляет пример любимого и авторитетного человека, т.е. родителя. В юношеском возрасте возникают новые кумиры, авторитет родителей отодвигается на второй план. Так спешите моделировать социальные навыки людей, пока они еще маленькие. Все услышанное, увиденное, пережитое в детстве откладывает отпечаток в душе и остается с человеком на всю жизнь, даже если сам он забудет об этом.

Я знаю одну семью, которая доля меня всегда служит примером трогательных взаимоотношений как между супругами, так между и родителями и детьми. Глава семьи рассказал мне эпизод из своего детства: он видел, как его отец завязывал шнурки на ногах его матери, когда она была беременной ( у него есть младшая сестра). Естественно, что в такой семье мальчике мог наблюдать и другие проявления заботы родителей о друг друге. Думаю, что впечатления детства сыграли большую роль в том, что он стал хорошим семьянином.

А недавно мне пришлось общаться с пятнадцатилетним юношей, драчуном и мучителем кошек. В раннем детстве он был свидетелем того, как пьяный отец пытался бить мать. Почему-то так получалось, что в трезвом состоянии отец хотя и не дрался, но ничего вместе с сыном не делал. Обедала семья в разное время, часто каждый ел отдельно,а если и собирались вместе за столом, то отца дома не было. Я усмотрела здесь "модель пустого стула". Пример всегда берут только с близких. А чему может научить "пустой стул"?